БРАТЬЯ

Автор: А. Саде Материал предоставлен редакцией газеты "Каббала сегодня"

Четыре сына стоят перед отцом. Трое из них задают вопросы отцу, а четвертый, последний сын, спрашивать не умеет. Именно он символизирует наше нынешние состояние, в которое мы попали, побывав в роли сообразительного, несмышленого и нечестивого.
Какие драмы бушуют в глазах персонажей Пасхальной агады! Умный, нечестивый, несмышленый и молчун — каждый из них олицетворяет целое мировоззрение, целую эпоху, целый мир. Они и сегодня живут среди нас. Для того чтобы с ними встретиться, достаточно выйти на улицу и остановить первых четырех прохожих. Вот результаты.
УМА ПАЛАТА
— Хватит болтать, — сказал умный. — Это нас ни к чему не приведет. Я вообще не понимаю, что тебе мешает. Положись на меня. Даже если сейчас нам тяжеловато, потом все будет хорошо, — тут он самоуверенно улыбнулся. — Надо идти вперед, приятель. Реорганизуем армию, поставим иностранных наблюдателей. Хай-тек уже расцветает, да и биржа со временем поднимется. Конечно, все не так просто, но ведь мы точно знаем рецепт успеха и располагаем необходимыми ингредиентами. Все схвачено.
ДУРНОЙ ПРИМЕР ЗАРАЗИТЕЛЕН
— Чего ты хочешь!? — закричал на меня нечестивый, дымя в лицо своей сигаретой. — Такой в мире порядок: выживает сильнейший. Слушай, что я тебе говорю: весь этот мир — одни большие джунгли, и лучше держаться на стороне сильных, а не то растопчут. Все идет своим чередом, и менять тут нечего!
Сбавив тон, он доверительно сообщил:
— Хватай сколько можешь и ни с кем не считайся, все равно никто не оценит. Любой вытрет об тебя ноги, если только у него будет возможность.
По правде говоря, я немного занервничал. Нечестивые всегда очень убедительны, потому что они обращаются к «здоровому эгоизму», свойственному всем нам.
ХАТА С КРАЮ
— Я, конечно, не против любви к ближнему, — сказал мне несмышленый без всякого воодушевления. — Но это же высокие материи, а я человек простой, живу тихо, никого не трогаю и в героев не играю. Наверху разберутся. Детей своих я вырастил, а дальше пускай сами устраиваются. Между нами: если тут начнется заваруха — уеду к брату в Америку.
А вот человека, который не умеет спрашивать, я не нашел нигде, как ни старался. Казалось, он специально прячется от меня.
ОТВЕТ НА НЕЗАДАННЫЙ ВОПРОС
Голоса их продолжали звучать в голове, как будто споря друг с другом. В каждом суждении крылось рациональное зерно, и я почувствовал, что все они живут во мне, вместе и порознь.
Человек — это маленький мир. Все, что он видит вокруг, присутствует и в нем самом.
Тогда почему же я не нашел четвертого сына? Он уже разочаровался в прошлых ответах, уже чувствует себя рабом во власти эгоизма, и ему невыносимо это рабство. Но где взять силы, чтобы выйти из него? И куда выйти? Он ничего не знает и не понимает, он даже не умеет спрашивать! Нет ни решения, ни пути назад, ни надежды на будущее — и потому нет вопросов. Он не глуп, просто как раз сейчас он стоит на пороге новой ступени, нового вопроса: «Как достичь любви и отдачи?»
Побывав в роли умного, нечестивого и несмышленого, каждый из нас приходит к этому. Как же отыскать в себе того, кто не в силах задать вопрос?
Сказано в Пасхальной Агаде: «Неспособному спросить — сам открой». Когда все уже перепробовано, наука каббала открывает нам глаза. Благодаря ей мы устремимся к взаимной любви, чтобы стать единым свободным народом, и тогда весь мир потянется к свободе вслед за нами.
Четыре сына стоят перед отцом, и один из них уже готов к ответу.
Страницы: 1